Джойстики для авиасимуляторов окуаются не столь часто, да и редочтение в большинстве случаев отдается недорогим моделям за 20-60 долларов. Однако зачастую амбиции осле такой окуки, бывает, вырастают в разы – хочется точности, хочется аутентичности. Что ж, теерь это не роблема. Вслед за моделью HOTAS Cougar, од брендом Thrustmaster оявился еще один ауте! нтичный джойстик – HOTAS Warthog. Если ервый HOTAS Cougar коировал анель уравления истребителя General Dinamics F-16, то Warthog – еще более аутентичная коия части анели уравления штурмовика Fairchild Republic A-10C Thunderbolt II, в американском народе розванном «бородавочник», то есть «warthog» за сецифическую форму «морды лица».
Стоит джойстик достаточно риличных денег о меркам бол�! �шинства, однако если очень захоте! ть, т о... дальше думайте сами. Ну а мы осмотрим, за что же редлагается залатить 500 долларов. Вообще, вечатления начинаются уже с коробки – однять её неросто – весит все 10 кг.
Внутри еще две коробки белого цвета, в которых уакован джойстик и ручка уравления двигателем – РУД. Комлект небогат: есть только инструкция (краткая, на многих языках), гарантийный талон, да шестигранный ключ (об этом озже).
Наконец, настает черед достать джойстик. Открываем коробку, достаем увесистый еноласт, раскрываем его и видим основание джойстика и ручку.
Рукоятка съемная, устанавливается на рычаг и ривинчивается массивной алюминиевой гайкой. Разъем в точности совадает с ервым HOTAS Cougar, так что ручку от Cougar м! ожно рикрутить и к «Уортхогу».
После сборки олучаем увесистую и большую ручку уравления самолетом – РУС. Кстати, и ручка, и основание сделаны из металла. Ручку, ризнаться, из металла мы видим вервые – да, она именно такая, на ощуь холодная и тяжелая.
Ручка достаточно роста о устройству – это джойстик, работающий о осям X и Y, оворота РУС (твиста) здесь нет, что олностью соответствует рототиу этой релики РУС. Зато редставлено олное обилие кноок и миниджойстиков, которые есть и на оригинале – любоытные легко найдут фото кабины оригинального самолета и сравнят.
«Ли�! �ом» к илоту овернуты красная кнока-гашетка, вокруг ней три джойстика: один 8-озиционный, черная «ика» снизу – четырехозиционный, срава от «ики» - 8-озиционный. Если серая шляка – тиичный hat, то ручка од ним – дублирует 4 кноки джойстика, которые можно настроить в любом симуляторе. Отличия от «ики» слева от него заключаются в том, что кноки в диагональных озициях нажимаются арами, да и тактильные ощущения совсем иные. Слева чуть ниже заметен серый миниджойстик, он четырехозиционный, но еще имеет и возможность нажатия – ятая кнока. Это уже ять р�! �граммируемых кноок.
Под указательным альцем есть сусковой крючок-гашетка для уравления ушкой A-10C, а также еще одна кнока на равой стороне РУС.
Под м! изинцем еще две кноки – одна из ни! х с р ычажком, к слову, тоже металлическим.
Итого на РУС начитывается 18 кноок люс хэт-свитч. Все они могут рограммироваться, но в оригинальном симуляторе Digital Combat Simulator A-10C Warthog задействованы од своими собственными функциями, завязанными в соответствии с таковыми у оригинала.
РУД уакован в другую коробку, размером оменьше, но уж точно не легче. Р! УД собран, ривинчивать ничего не нужно. Вместе смотрятся великолено.
К слову, корус РУД тоже металлический, только сами ручки на этот раз ластиковые, но выглядят очень рочными. При ервом взгляде на анель начинают разбегаться глаза от обилия надисей на корусе и всяких рычажков. Тут вам нет номеров кноок, тут реальные одиси к ереключателям, кото�! �ые в точности соответствуют анел�! � сам олета A-10.
Форма ручек, естественно, тоже. Кстати, размер ручек РУД и РУС оказался великоват даже для средней мужской ладони, а миниатюрной женской они и вовсе будут совсем неудобны, что уже говорить о детях. Правда, цветы жизни не обращают внимания на одобные мелочи. Если же сменить тему и оговорить об органах уравления, то выделим на корусе РУД �! �ве ручки уравления двигателями, на которых расолагается множество ереключателей и миниджойстиков.
На равой стороне равой ручки 4-озиционный миниджойстик с возможностью нажатия – вот уже сразу ять рограммируемых кноок, ниже оригинальный ереключатель с тремя озициями: нейтральной (выключено), нефиксируемой задней и фиксируемой ередней. Это! еще две рограммируемых кноки. Ниж! е се� �ый набалдашник еще одной 3-озиционного ереключателя, на этот раз все озиции фиксируемые, а ниже красный набалдашник 3-озиционного ереключателя с нефиксируемыми озициями – аналог двух кноок. Последний довольно туговат, к тому же до него надо тянуться, что для большой ладони труда не составит. На ередней части обеих ручек так же есть кноки: на равой РУД 8-озиционный хэт, рядом с которым миниджойстик в рямом смысле слова – он дублирует оси X и Y – лавности никакой, зато он уравляет курсором рицела в оригинальном симуляторе DCS A-10C. На левой РУ�! � середи лишь кнока-гашетка.
Кроме того, на левой боковине левой РУД есть еще один 3-озиционный ереключатель с фиксируемым озициями (тоже аналог двух кноок). Кроме того, есть механический блокиратор ручек, который блокирует их вместе, так что их нельзя еремещать о отдельности.
На базовой части редставлено несколько ереключателей и ара кноок, люс имеется олзунок триммера руля высоты, а также колесо, регулирующее соротивление ередвижению ручек РУД. Переключатели следующие: два тумблера ереключения толивных баков (вкл.-выкл.), чуть ниже два тумблера уравления зажиганием (выкл.-вкл.-нефиксируемая озиция), рядом тумблер APU Start (вкл.-выкл.). Срава серый движок олзунка, ниже – кнока Silence. На отдельно выделенной анели в самом низу р�! �сутствуют органы уравления автоилотом и радаром – это два двухозиционных тумблера и один трехозиционный, а также кнока.
Слева от ручек находится трехозиционный ереключатель закрылков (FLAPS).
< br />
Между ручками расоложена съемная крышка, креящаяся двумя винтами, для которых и рилагается ключ в комлекте. Под это крышкой срятан ерекидной сухарик, который ризван устанавливать режим форсажа: о умолчанию в крайнем ереднем оложении РУД работает форсаж. Если еревернуть сухарик, сняв крышку, то для установки форсажного режима онадобится риоднять РУД от ромежуточного уора вверх и еще ередвинуть веред до уора.
Кстати, осле оложения IDLE у ручек есть крайнее заднее оложение OFF, для чего их нужно риоднять и ередвинуть назад до уора. Это, кстати, в драйвере отражается как еще две кноки. Итого рограммируемых кноок (или различных оложений) на РУД насчитывается аж 32. По-моему, это рекорд. Но и это еще не все люшки: во время работы часть надисей на анели одсвечивается изумрудным светом, к тому же на анели есть ять рограммируемых светодиодных индикаторов, оследние, равда, задействую�! �ся только ри исользовании оригин�! �льн� �го драйвера-ПО T.A.R.G.E.T. с омощью которого настраиваются все родукты серии HOTAS, в том числе и рассматриваемый джойстик.
В игре
При одключении джойстик бодро оределяется Windows 7 как два устройства – Throttle HOTAS Warthog и Joystick HOTAS Warthog. Их, естественно, несложно откалибровать и настроить в играх о своему усмотрению. Точность ередвижений крайне высока �! �� джойстик и РУД реагируют на минимальное ередвижение, а точность центра росто отрясающая – центральные оложения олзунка и РУС находятся точно осередине диаазона от 0 до 65535, в отличие от маниуляторов с резисторами. В рассматриваемом маниуляторе рименены магнитные сенсоры тиа "датчик Холла", названные H.E.A.R.T (Hall Effect AccuRate Technology), оэтому точность ревосходная.
Хотя в силу конструкции РУС идеально ровный круг в JoyTester олучить не удалось – у рукоятки есть выраженное центральное оложение, что многим вирилам не онравится. Тем не менее, точность весьма высока и уравлять виртуальным самолетом можно крайне тонко. Единственное, чего реально не хватает, когда играешь в симуляторах X7 или MS Flight Simulator – это едалей Rudder. Аналог есть у Saitek, но стоят они ! 180 долларов, что не так уж и мало. Если для Warthog едали не нужны – этот самолет уравляется иначе, то для гражданской авиации и тем более вертолетов едали росто необходимы. Можно, конечно, для rudder задействовать одну из ручек РУД (о умолчанию левая), но это уже не то. Если говорить об эргономике, то уже уоминались довольно круные рукоятки. Кноки и ереключатели у джойстика ромышленного класса, оэтому выглядят и ощущаются как суеррочные, тем более, что все выолнено из металла. Круглые кноки тоже ромышленные, оэтому нажимаются они довольно туго, �! �а и тумблеры, а также хэт на РУД до! воль но сильно соротивляются ередвижению, но это лишь добавляет реализма – летчик-то в ерчатках летает.
Выводы
Комлект из РУД и РУС для уравления в самолетом в одноименном симуляторе DCS A-10C Warthog от комании Thrustmaster может охвастать чуть ли не абсолютной аутентичностью и соответствием рототиу. Этот родукт редназначен для настоящих ценителей и может быть интегрирован в домашний комлекс кабины самолета, те более, что отверстия для креления к сиденью имеются. А РУС вообще можно открутить от ластины основания и закреить между ног вири! ла так, как это сделано на настоящем самолете.
Кроме того, можно риобрести и комлект из двух кноочных анелей MFD 2xMFD Cougar с 28 кноками на каждой. Энтузиасты омещали их на монитор (отдельный) на который выводились нужные изображения в ределах экранов MFD и контрольных риборов между ними в точном соответствии с анелью риборов самолета A-10. Фактически, �! �грок в такой системе очти олность! ю ог� �ужается в атмосферу виртуальных боевых действий – отличное вариант ровести свободные часы, не рикладываясь к бутылке и не тряся жирком на дискотеке. К тому же нелохой сособ вылеснуть эмоции и натренировать внимание и реакцию. В общем, Thrustmaster HOTAS Warthog – это родукт для истинных ценителей и оклонников виртуальных олетов, хоть и завязанный на оределенную модель самолета, что его совсем не ортит: о качеству это один из самых лучших комлектов на рынке, ричем редлагаемый о весьма ривлекательной цене. Плохо лишь одно – недостает едалей руля н! аравления.
Автор: Егор Емельянов